Перейти к основному содержанию

Святогорье – «украинский Афон»

03 ноября, 2020
Святогорье – «украинский Афон»

Свято-Успенская Святогорская Лавра, расположенная в живописнейших местах на высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах), является одной из важнейших православных святынь не только Слобожанщины и Донбасса, но и всей Украины.

 

Она является одним из важных духовных центров Украинской Православной Церкви. История возникновения и деятельности этой обители тесно связана со Святой Горой Афон. Судя по всему, по аналогии с Афоном и местность, где расположена наша обитель, получила название «Святые горы».

 

Согласно монастырскому преданию, в старину афонские монахи, путешествуя с Афона на Русь и обратно, поселились в меловой горе на берегу Северского Донца, выкопав здесь пещеры и тем заложив основание Успенской пустыни, названной впоследствии Святогорской.

 

Традиция пещерных монастырей в Киевской Руси восходит ко временам афонского подвижника прп. Антония Печерского, основавшего на Киевских горах в ХI веке Киево-Печерский монастырь.

 

Эта древнейшая на Руси обитель была посвящена в честь Успения Богородицы, по примеру древнерусской обители «Ксилургу» на Афоне, где изначально подвизался прп. Антоний. Впоследствии и основанная в меловой горе на берегу Северского Донца обитель тоже была посвящена в честь Успения Богородицы.

 

Еще одна Лавра, также посвященная Успению, была основана в Почаеве. В этом проявилось символическое духовное единство трех украинских Лавр между собой и со Святой Горой Афон, откуда в наши земли была принесена монашеская традиция.

 

В XVI веке поблизости с отшельнической пещерной обителью казаками и крестьянами, бежавшими сюда с Правобережной Украины от польско-католического гнета, было основано поселение, известное ныне как Святогорск.

 

Формирование религиозных традиций украинского казачества происходило под влиянием афонских старцев, часто приезжавших на Запорожскую Сечь и наставлявших казаков защищать православную веру.

 

Эта традиция была усвоена и пришлыми казаками в Святогорье. Они стали жертвовать на обитель и охранять ее от набегов крымских и ногайских татар. Некоторые из казаков принимали монашеские постриги и становились здесь монахами. Одним из таких бывших казаков был прп. Иоиль Озерянский, настоятельствовавший в 1770-е годы в Святогорской обители.

 

В конце XVII – начале XVIII вв. населенные пункты Слободской Украины часто посещали монахи афонских монастырей Зограф, Ватопед и других. Под их влиянием проживавший в Святогорской обители бывший преподаватель Киево-Могилянской академии иеромонах Иаков (Блонницкий) в 1751 г. тоже отправился на Святую Гору Афон, где прославился составлением греческо-славянского и славяно-греко-латинского словарей, а также грамматики церковнославянского языка. На Афоне он тесно взаимодействовал с известным украинским афонским старцем, выходцем из семьи полтавских казачьих священников прп. Паисием Величковским.

 

После ликвидации казачьего полково-сотенного административного устройства Слободской Украины и антицерковных секуляризационных реформ в 1787 г. по указу российской императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён.

 

Однако уже в 1840-е гг. обитель была вновь восстановлена по благословению прп. Филарета (Данилевского) Глинского – последователя афонско-исихастской школы прп. Паисия Величковского.

 

Первым настоятелем возобновленного монастыря стал прп. Арсений Святогорский (1805 – 1859), некоторое время живший на Афоне в Ильинском скиту вместе со старцем Аникитой (князем Ширинским-Шихматовым).

 

Возрожденная Святогорская обитель была обустроена по строгому афонскому уставу. Она стала важным очагом восстановления афонских традиций православного старчества и исихазма на Слобожанщине и Донбассе, прославившись многими старцами и аскетами.

 

Особое значение подвижники Святогорской Лавры имели в деле сохранения православия в крае в годы богоборческих коммунистический гонений на веру и Церковь в СССР в ХХ веке. Многие ее бывшие насельники, после закрытия советской властью Святогорского монастыря, несли исповеднический подвиг тайного «катакомбного» служения, нелегально и с риском для жизни продолжая окормлять свою паству. Одним из таких исповедников был прп. Илия Макеевский (Ганжа; 1837 - 1946), многие годы подвизавшийся в Ильинском скиту на Афоне, откуда в начале XX века возвратился в родные края.

 

Одной из новых страниц истории тесных духовных связей Святогорской Лавры с Афоном было участие наместника обители митрополита Арсения (Яковенко) Святогорского в 2016 г. в торжествах 1000-летия древнерусского монашества на Афоне.

 

Во главе с Предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием он принял участие в освящении на Афоне в древнерусском Успенском скиту «Ксилургу» нового храма в честь прп. Антония Печерского.

 

Святогорская Лавра на протяжении многих веков была одним из центров распространения в крае афонских православных традиций старчества, сохраняя тесные связи со Святой Горой Афон и ее наследием. По этой причине обитель по праву считается «украинским Афоном», как один из важнейших духовных центров Украинской Православной Церкви.

 

Сергей Шумило, директор Международного института афонского наследия