Перейти к основному содержанию

Призыв к миру звучит в начале каждой церковной службы – митрополит Святогорский Арсений

03 ноября, 2020
Призыв к миру звучит в начале каждой церковной службы – митрополит Святогорский Арсений

Призыв к миру звучит в начале каждой церковной службы – митрополит Святогорский Арсений

В чем секрет высочайшего уровня доверия к церкви, каковы особенности мирного урегулирования военного конфликта на Донбассе и при каких условиях Украина станет успешным государством – в эксклюзивном интервью наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры митрополита Святогорского Арсения.

ДОВЕРИЕ И ПОЛИТИКА

Перед местными выборами политические силы активно мерялись рейтингами. В то же время, согласно опросам, уровень доверия к церкви среди украинцев превышает 62%, больше только у армии и Госслужбы по чрезвычайным ситуациям. Чем объяснить такой высокий рейтинг?

Высокий рейтинг доверия в обществе к Украинской Православной Церкви складывается в основном по причине доверия нашего народа к Богу и к тем людям, которые воплощают в своей жизни Его слова «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35) и другие «Любяй Мя, заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14:21-23).

Очень точно по этому поводу сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий, Предстоятель Украинской Православной Церкви, когда, пребывая в Святогорской Лавре на торжествах 25-летия возобновления в ней монашеской жизни, на пресс-конференции сказал: «В наше время одни требуют от церкви одно, вторые другое, а мы должны делать третье – то, что Божье. Вот это стремление жить по-Божьему и исполнять Его заповеди как основу не только самой жизни в полном её смысле, но и основу всякого здравомыслия, и является причиной доверия общества к Церкви.

Имея такую высокую поддержку среди украинцев, не следует ли церкви более активно влиять на повестку дня в стране, участвуя в формировании внутренней политики государства? Возможно, даже иметь своих представителей или лоббистов в органах власти? Тем более, что церковь и так довольно активно участвует в общественной жизни страны.

Роль Церкви не в создании Царства Божия на земле. Её роль в воспитании человека духовного и нравственного, и в этом её служение государственному устроению, так как где в обществе преобладают люди духовного и нравственного стремления, и отношение между ними, и законы, и отношение к своему Отечеству будут нести на себе этот отпечаток и содействовать благоустроению, созидательному развитию государства в целом. Христианин на какое бы место не пришёл должен оставить после себя лучше, чем было до него.

То есть, если следовать словам святого Евангелия, первостепенная задача по совету Христа Спасителя – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Мы часто второстепенное ставим на первое место, но, делая дела Божии, нельзя забывать о Боге и о своей душе.

АБСУРДНЫЕ НОРМЫ

В повестку дня нынешней сессии парламента внесен законопроект 0931 о гармонизации законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации с правом Европейского Союза. Потенциально этот документ может ограничить свободу слова и вероисповедания в Украине. Намерена ли церковь отстаивать свою позицию о невозможности принятия закона в его нынешней редакции и какими методами планирует это делать?

Принятие закона 0931 «с правом Европейского союза» не имеет должной поддержки ни среди народонаселения стран ЕС и продавливается вопреки мнению граждан, например во Франции и Греции. Кроме того, противниками данной тенденции являются и структуры власти, как это происходит в Польше и Венгрии.

Навязывание этого законопроекта с непредсказуемыми и необратимыми процессами в Украине, где подавляющее большинство категорически против таковых «достижений цивилизации», является показателем абсолютного пренебрежения к мнению народа, проводниками которого должны быть депутаты Верховной Рады, как избранные и делегированные во власть по доверию к ним их избирателей.

Кроме того, данный законопроект является абсурдом, т.к. все мы знаем из опыта общения и процесса собственной жизни о присутствии в нашем обществе тех или иных греховных страстей и наклонностей, которые являются болезнью духовной и требуют исцеления посредством духовного врачевания через исповедь, Причастие, таинства Церкви, молитвенное общение с Богом, когда мы молимся и за себя, и за других.

Поэтому возводить как норму жизни грех, разрушающий человеческую душу, и защищать его законом, тем самым пропагандируя его, называя больное здоровым – это преступление и перед Богом, и перед людьми. Это всё равно, что оправдывать, поощрять, пропагандировать и выставлять нормой жизни грех самоубийства.

Чтобы убедиться в непринятии нашим народом данного законопроекта достаточно выставить его на референдум

МИР ДЛЯ УКРАИНЫ

Украинская Православная Церковь инициировала ежегодное проведение форума «Люди мира» для помощи в мирном урегулировании военного конфликта на Донбассе. Почему это решение принято только сейчас, на шестом году войны, а не раньше?

Призывы о мирном урегулировании военного конфликта возникли не в этом году. Они звучали и в проповедях, и призывах Церкви к «власть предержащим», от которых мы тоже слышали в предвыборных их программах о скорейшем прекращении кровопролития.

На каждом Богослужении молитва о мире, призыв к миру звучит в начале каждой церковной службы в словах «Мир всем», «Миром Господу помолимся» и «о изобилии плодов земных и временех мирных» вот уже две тысячи лет, где каждый человек призывается к миру с Богом, людьми и своей совестью. Поэтому каждое богослужение Церкви – это форум «Люди мира».

Просто удивительно, что читая Евангелие, слушая богослужение мы только сейчас услышали голос Церкви, который вдохновил многих общественных деятелей и простых людей говорить о здоровых стремлениях, нарастающих в нашем обществе, которое хочет жить в мирном, развивающемся, перспективном и стабильном государстве, где хочется жить и созидать, а не доживать в бесперспективности постепенного разрушения.

Пока с обеих сторон линии разграничения живы люди, испытавшие боль утраты в ходе боевых действий, вряд ли у них получится по-христиански обняться и простить друг друга. Каким вы видите решение конфликта на Донбассе?

На этот вопрос я приведу пример, когда в нашей обители, в Лавре Почаевской, в Лавре Киево-Печерской ежегодно с постоянством на службах стоят паломники из всех регионов и областей Украины.

И ещё один пример Всеукраинских крестных ходов, когда сотни тысяч народа из Западной и Восточной, Северной, Южной и Центральной Украины идут по улицам Киева, единодушно молясь Богу, как одна семья. То вот вам ответ на ваш пессимизм, звучащий в словах «вряд ли у них получится по-христиански обняться и простить друг друга».

ДУХОВНОСТЬ И БОЛЕЗНИ

Нынешняя общемировая тенденция говорит о снижении количества религиозных людей. По вашим наблюдениям, количество верующих в Украине увеличивается или уменьшается? И как вы относитесь к утверждению, что страны с низким уровнем жизни более религиозны, чем богатые страны?

Количество не всегда показатель качества, если можно применить этот термин к слову «религиозность». О желании людей найти в жизни Бога и жить в стремлении к вечности говорит возрастающая статистика и рукоположений священников, и пострижения монашествующих, и открытия новых приходских храмов и монастырей, и возрастающее количество воскресных школ, где с одобрения родителей получают азы духовности их дети.

Какова же степень духовности нашего общества – это судить Богу, а не нам. Но определённые моменты, такие как Всеукраинский крестный ход, заставляют задуматься пессимистов и воодушевляют людей верующих.

Бедность, о который вы говорите, как о причине религиозности, сама по себе не порок, как и богатство, хотя оно может послужить соблазном к развращению и духовному расслаблению. Моя бабушка 1900-го года рождения когда-то на мой вопрос о том, что люди раньше жили бедно, ответила: «Ні дитино, раніше люди жили не бідно, вони довольствувалися малим». Уметь довольствоваться малым это уже добродетель, если не подвиг духовный.

А каковы, на ваш взгляд, главные болезни украинского общества?

Главной болезнью, которая влияет на состояние нашего общества, это болезнь гражданской власти вмешиваться вопреки Конституции в дела Церкви и через это разделять людей на правильных и неправильных, на своих и чужих, захватывая храмы, внося вражду и непримиримость среди людей, которые подчас мирно и спокойно по-добрососедски жили в сёлах.

Говоря о единой Украине, мы этими действиями противоречим своим словам и лозунгам, добиваясь противоположных результатов. Так как по слову святых отцов, ненависть – это худшее из пороков и страстей, всегда приводящее к разрушению.

И о болезнях телесных: 17 августа Священный Синод постановил создать рабочую группу, чтобы изучить возможность открытия церковных больниц. Это связано с эпидемией коронавируса или же это долгосрочный проект по предоставлению амбулаторной медпомощи?

Церковные больницы – это именно долгосрочный проект, имеющий начало не только по причине современных событий, связанных с эпидемией.

Мы знаем множество святых, которые святость жития и положение в церковной иерархии совмещали с врачебной деятельностью. Это и святой великомученик Пантелеимон Целитель, это и преподобные Агапит и Ипатий Целебники Киево-Печерские XI-XII веков, это и святитель Лука Крымский и многие другие.

Недаром о высоких по профессионализму медицинских работниках говорят «врач от Бога», а преподобный Паисий Афонский на вопрос «которым из врачей стоит отдать предпочтение» отвечает: «Верующим. У таковых кроме знаний собственных есть ещё и всесильная помощь Божия».

Однажды при общении с одним из врачей-хирургов я услышал: «Неверующих хирургов не бывает». Я знаю многих медицинских работников, являющихся прихожанами наших храмов и имеющих духовников в наших монастырях.

Многие монастыри и приходы имеют на своем попечении дома престарелых, детские приюты, больницы как на частном содержании, так и помогая государственным учреждениям, и это вопрос, который имеет практическое исполнение не только в недавних современных реалиях, но является традицией десятилетиями в церковной жизни, просто об этом не принято трубить рекламируя, это просто обыденная практика социальной жизни Церкви.

ЦЕРКОВЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

У Святогорской Лавры мощный сайт и Ютюб-канал. Только Пасхальное богослужение собрало на нем около 340 тысяч просмотров. Кроме того, записки о поминовении в Лавре можно подать онлайн. Как вы считаете, насколько важно церкви идти в ногу с современными технологиями и где тут грань, которую не следует переходить?

Когда-то в дни моей семинарской молодости я услышал разговор священника с прихожанкой, вопрошавшей о вреде или пользе телевизора, на что батюшка ответил: «Телевизор – изобретение ума человеческого, ума, который ему дал Бог. И если бы телевизор показывал передачи духовные и нравственные, то в нём бы не было греха, а так я у тебя спрошу:

– Пустила бы ты в дом маньяка?

– Что вы, батюшка, нет!

– А убийцу?

– Нет, конечно же!

– А вора-рецидивиста?

– Да зачем он мне в доме!

– А блудников, которые бы на глазах твоих детей занимались блудом?

– Да что вы, батюшка, такое говорите?!

– …а через телевизор они все у вас в доме» – был ответ духовника.

Вот так и современные социальные сети, они как нож: им можно порезать продукты и накормить голодного, а можно, имея его в руках, и убить человека. Так и в данном случае.

К созданию же собственного лаврского ютуб-канала и лаврского сайта нас подтолкнули те, кто после 2014 года начали тиражировать всякую неправду о Лавре, распуская необоснованные обвинения и ложную информацию.

Как противодействие – мы стали ежедневно транслировать богослужения и повседневную жизнь обители. Получилось, как в Патерике, когда у старца спрашивали: «Кто научил Вас непрестанной молитве Иисусовой?», он отвечал: «Бесы. Они меня искушали, а я защищался от них молитвой. Так и научился».

ШАНС НА РАЗВИТИЕ

По вашему мнению, при каких условиях Украина сможет стать успешным государством?

Покойный Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир при присвоении нашей обители титула Лавры сказал мне такие слова: «Запомни: монастырь – это образец для приходских общин, Лавра должна быть образцом для монастырей».

Это очень ответственные слова для нас. Но эти слова сказаны и для всей Украины, получившей высокое звание христианского государства при равноапостольном великом князе Владимире и усыновлённых Богу в Киевской крещальной купели.

Хранение с ответственностью этого звания является основой для будущего возрождения и возрастания. Но ожидать его надо не с беспечностью, а с деятельной созидательной любовью по отношению к своему Отечеству и к людям, рядом с которыми нам в нём Господь судил жить.